Programming (since 2019)
Программирование
First Semester (autumn)
Lab Work #1
Write a mathematical expression processing program using Java programming language (expressions are different for different task variants). Program should satisfy these requirements:
- It should be packaged into executable jar archive.
- Expression should be processed in coordination with mathematical equation rules (operations order etc.).
- Program must use math functions from Java standard library (
java.lang.math
package). - Program should use standard output to display expression processing result.
Program demonstration should be performed using helios
server.
Report should include these sections:
- Lab work task.
- Program source code.
- Program output.
- Conclusions.
Control questions:
- Java programming language. Key features of Java programming language.
- Development kit. JDK & JRE.
- Primitive data types in Java.
- Using variables. Declaration. Initializing. Assignment.
- Condition and loop statements.
- Using operations and expresssions. Operation priority.
- Math functions provided by Java standard library,
java.lang.Math
class. - Formatted output of numbers.
Lab Work #2
Write your own pokemon classes based on Pokemon
class for all given pokemons. Each pokemon kind should hae one or two types and standard base stats: HP, attack, defense,
special attack, special defense and speed.
Pokemon classes should be inherited according to pokemon evolution chains.
Write your own Move
classes based on PhysicalMove
, SpecialMove
and StatusMove
classes for all give moves. Each move should have standard type, power and accuracy and implement standard move effects. Assign moves to pokemons according to given task. Pokemon level should be set to minimal one required to learn all given moves.
Use the simulation class Battle
to create two pokemon teams (each pokemon should have a name) and start the battle.
Base classes, battle simulator and utility classes are packed in jar archive. Documentation in javadoc format is in the zip file.
All information about pokemon and move stats, evolution chains and so on you can find on http://pokemondb.net, http://veekun.com/dex/pokemon
Comments
Task goal: Learn basic OOP principles using simple example and use them in your program.
TO DO:
- Read documentation, pay special attention to
Pokemon
andMove
classes. Later on working on lab continue to read documentation several times. - Download Pokemon.jar. You need to use it to compile and run your program. Don't unpack it. You should learn how to use third-party jar-files together with your program.
- Write minimal working program and run it.
Battle b = new Battle(); Pokemon p1 = new Pokemon("Alien", 1); Pokemon p2 = new Pokemon("Predator", 1); b.addAlly(p1); b.addFoe(p2); b.go();
- Create one of pokémon class according to your individual task. The class should inherit from base
Pokemon
class. You should set pokémon types and base stats in the constructor. Add your new pokémon to the team and start the battle. - Create one of move class
- Laboratory work task descriprion.
- UML class diagram for program.
- Program source code.
- Program output during different use cases.
- Conclusions.
Questions to laboratory work:
- Object-oriented programming. Basic terms: objects, imheritance, polymorphism, encapsulation.
- Class definition. Classes and objects in Java language.
- Class members. Access modifiers.
- Object creation and initialization. Method calls.
- Scope of variables.
final
andstatic
modifiers.- Packages.
import
statement
Программа должна удовлетворять следующим требованиям:
- Доработанная модель должна соответствовать принципам SOLID.
- Программа должна содержать как минимум два интерфейса и один абстрактный класс (номенклатура должна быть согласована с преподавателем).
- В разработанных классах должны быть переопределены методы
equals()
,toString()
иhashCode()
. - Программа должна содержать как минимум один перечисляемый тип (enum).
Порядок выполнения работы:
- Доработать объектную модель приложения.
- Перерисовать диаграмму классов в соответствии с внесёнными в модель изменениями.
- Согласовать с преподавателем изменения, внесённые в модель.
- Модифицировать программу в соответствии с внесёнными в модель изменениями.
Отчёт по работе должен содержать:
- Текст задания.
- Диаграмма классов объектной модели.
- Исходный код программы.
- Результат работы программы.
- Выводы по работе.
Вопросы к защите лабораторной работы:
- Принципы объектно-ориентированного программирования SOLID и STUPID.
- Класс
Object
. Реализация его методов по умолчанию. - Особенности реализации наследования в Java. Простое и множественное наследование.
- Понятие абстрактного класса. Модификатор
abstract
. - Понятие интерфейса. Реализация интерфейсов в Java, методы по умолчанию. Отличия от абстрактных классов.
- Перечисляемый тип данных (enum) в Java. Особенности реализации и использования.
- Методы и поля с модификаторами
static
иfinal
. - Перегрузка и переопределение методов. Коварианты возвращаемых типов данных.
- Элементы функционального программирования в синтаксисе Java. Функциональные интерфейсы, лямбда-выражения. Ссылки на методы.
Лабораторная работа #4
Доработать программу из лабораторной работы #3, обновив реализацию объектной модели в соответствии с новой версией описания предметной области.
Программа должна удовлетворять следующим требованиям:
- В программе должны быть реализованы 2 собственных класса исключений (checked и unchecked), а также обработка исключений этих классов.
- В программу необходимо добавить использование локальных, анонимных и вложенных классов (static и non-static).
Порядок выполнения работы:
- Доработать объектную модель приложения.
- Перерисовать диаграмму классов в соответствии с внесёнными в модель изменениями.
- Согласовать с преподавателем изменения, внесённые в модель.
- Модифицировать программу в соответствии с внесёнными в модель изменениями.
Отчёт по работе должен содержать:
- Текст задания.
- Диаграмма классов объектной модели.
- Исходный код программы.
- Результат работы программы.
- Выводы по работе.
Вопросы к защите лабораторной работы:
- Обработка исключительных ситуаций, три типа исключений.
- Вложенные, локальные и анонимные классы.
- Механизм рефлексии (reflection) в Java. Класс
Class
.
2-й семестр (весна)
Отчёт по работе должен содержать:
- Текст задания.
- Диаграмма классов разработанной программы.
- Исходный код программы.
- Выводы по работе.
Вопросы к защите лабораторной работы:
- Коллекции. Сортировка элементов коллекции. Интерфейсы
java.util.Comparable
иjava.util.Comparator
. - Категории коллекций - списки, множества. Интерфейс
java.util.Map
и его реализации. - Параметризованные типы. Создание параметризуемых классов. Wildcard-параметры.
- Классы-оболочки. Назначение, область применения, преимущества и недостатки. Автоупаковка и автораспаковка.
- Потоки ввода-вывода в Java. Байтовые и символьные потоки. "Цепочки" потоков (Stream Chains).
- Работа с файлами в Java. Класс
java.io.File
. - Пакет
java.nio
- назначение, основные классы и интерфейсы. - Утилита
javadoc
. Особенности автоматического документирования кода в Java.
Отчёт по работе должен содержать:
- Текст задания.
- Диаграмма классов разработанной программы (как клиентского, так и серверного приложения).
- Исходный код программы.
- Выводы по работе.
Вопросы к защите лабораторной работы:
- Сетевое взаимодействие - клиент-серверная архитектура, основные протоколы, их сходства и отличия.
- Протокол TCP. Классы
Socket
иServerSocket
. - Протокол UDP. Классы
DatagramSocket
иDatagramPacket
. - Отличия блокирующего и неблокирующего ввода-вывода, их преимущества и недостатки. Работа с сетевыми каналами.
- Классы
SocketChannel
иDatagramChannel
. - Передача данных по сети. Сериализация объектов.
- Интерфейс
Serializable
. Объектный граф, сериализация и десериализация полей и методов. - Java Stream API. Создание конвейеров. Промежуточные и терминальные операции.
- Шаблоны проектирования: Decorator, Iterator, Factory method, Command, Flyweight, Interpreter, Singleton, Strategy, Adapter, Facade, Proxy.
Порядок выполнения работы:
- В качестве базы данных использовать PostgreSQL.
- Для подключения к БД на кафедральном сервере использовать хост
pg
, имя базы данных -studs
, имя пользователя/пароль совпадают с таковыми для подключения к серверу.
Отчёт по работе должен содержать:
- Текст задания.
- Диаграмма классов разработанной программы.
- Исходный код программы.
- Выводы по работе.
Вопросы к защите лабораторной работы:
- Многопоточность. Класс
Thread
, интерфейсRunnable
. Модификаторsynchronized
. - Методы
wait()
,notify()
классаObject
, интерфейсыLock
иCondition
. - Классы-сихронизаторы из пакета
java.util.concurrent
. - Модификатор
volatile
. Атомарные типы данных и операции. - Коллекции из пакета
java.util.concurrent
. - Интерфейсы
Executor
,ExecutorService
,Callable
,Future
- Пулы потоков
- JDBC. Порядок взаимодействия с базой данных. Класс
DriverManager
. ИнтерфейсConnection
- Интерфейсы
Statement
,PreparedStatement
,ResultSet
,RowSet
- Шаблоны проектирования.
Вопросы к защите лабораторной работы:
- Компоненты пользовательского интерфейса. Иерархия компонентов.
- Базовые классы
Component
,Container
,JComponent
. - Менеджеры компоновки.
- Модель обработки событий. Класс-слушатель и класс-событие.
- Технология JavaFX. Особенности архитектуры, отличия от AWT / Swing.
- Интернационализация. Локализация. Хранение локализованных ресурсов.
- Форматирование локализованных числовых данных, текста, даты и времени. Классы
NumberFormat
,DateFormat
,MessageFormat
,ChoiceFormat
.